МОЛДОВА НА РАСПУТЬЕ: МЕЖДУ РОССИЕЙ, ЗАПАДОМ И СОБОЙ
Одним из самых излюбленных и самых подлых, с точки зрения элементарной человеческой морали, популистских приемов всех молдавских политиков после 1991 года, независимо от того, на каком фланге они находятся, под каким флагом и с какими лозунгами пришли к власти, является почти ритуальное выражение ими неизменного "восхищения беспредельным терпением молдавского народа", на который по их же собственной вине свалились все бедствия и лишения "переходного периода", чрезмерно затянувшегося из-за неясности ориентиров и чудовищной путаницы в целях и путях их достижения у сменяющих друг друга у кормила власти правящих команд.
И новоявленные "господа демократы", десять лет находившиеся у власти и считавшие, что "осчастливили" молдавский народ уже самим фактом своего существования, и сменившие их у власти в феврале 2001 года "товарищи коммунисты", обещавшие народу вернуть украденное у него в 1991 году благосостояние, но в итоге показавшие ему вместо "социализма и народовластия" лишь кукиш в кармане, все эти политики совершенно упускают из виду, что смирение народа - это вовсе не его достоинство, а огромная беда и первопричина всех его страданий.
Смирение народа, безусловно, чрезвычайно удобно и выгодно для всех тех паразитов, которые сидят у него на шее, но оно никогда ничего хорошего ни одному народу в мире не приносило и не может принести по определению. Напротив, только благодаря своей нетерпимости к угнетению, к обману и подлости властей, только в результате упорной борьбы за свои священные права человека и гражданина, народу той или иной страны удавалось добиваться свободы, равенства, братства, серьезного улучшения своей жизни, прогресса в политической и социальной сфере. Да, это стоило народу немалых жертв, но ведь ничего в мире не делается само собой, без усилий и воли, без самопожертвования и труда. Недаром знаменитый немецкий философ-демократ Людвиг Берне пророчески писал: "Горе тем народам, которые повинуются времени, вместо того, чтобы повелевать им"!
К сожалению, не только молдавские политики "эпохи демократии и суверенитета", но и все наше общество, наш народ в целом еще не научились повелевать временем. Три навязчивые идеи довлеют над Молдовой после 1991 года, три реальности современного бытия сталкиваются в ее судьбе, три пути, ведущие в разные стороны, открываются перед ней, но нет пока у ее политической элиты окончательного и обоснованного решения, нет ясного понимания, куда, почему и зачем идти дальше стране и народу, нет объективного видения исторической перспективы. Лимит времени, отпущенный Молдове историей на определение своей судьбы, истекает, но окончательный выбор, устраивающий всех, так и не сделан...
РЕАЛЬНОСТЬ ПЕРВАЯ: РОССИЙСКИЙ ВЕКТОР
За пять десятков лет, на протяжении которых Молдова входила в состав Советского Союза, некогда самая бедная советская республика, не в последнюю очередь, благодаря огромной и бескорыстной помощи со стороны России, достигла общепризнанного прогресса, а ее народ - прочного достатка, высокого уровня благосостояния. К 1990 году Молдова была уже не только "всесоюзным садом и огородом", но и индустриальным краем, обладавшим мощным промышленным потенциалом, предприятиями союзного значения, работавшими в тесной связи со своими смежниками в России. Некоторые из них входили в систему союзного ВПК и производили высокотехнологичную продукцию различного назначения. Не имеющая своих энергетических ресурсов и сырья, Молдова получала все это по самым минимальным тарифам из России и других советских республик. Процветающая экономика позволяла успешно решать социальные задачи. Высокий достаток молдавских граждан был общепризнанным фактом не только в России, но и в соседней Румынии, граждане которой, посещая родственников в Молдове, не уставали дивиться тем удивительным изменениям к лучшему, которые произошли в бывшей - нищей и бесправной - "Бессарабии" после 1944 года.
Роковой 1989 год, когда "национал-демократам" под дымовой завесой разговоров о "национальном возрождении" удалось расколоть прежде единое общество, затеяв в Молдове "языковую смуту", развязать кампанию русофобии, когда на улицах и площадях Кишинева зазвучали погромные призывы, обращенные к русским гражданам - "Чемодан! Вокзал! Россия!", началась дискриминационная по отношению к русским "языковая чистка" на предприятиях и в учреждениях, явился той чертой, которая, словно пресловутая Берлинская стена, разделила граждан некогда единой страны на "коренных" и "некоренных", сделав первых "головной нацией", а другим отведя роль полубесправных "национальных меньшинств".
Кое-кому из молдавских политиков той поры, чье сознание было затуманено националистическими бреднями, всерьез показалось тогда, что политический выбор Молдовой уже сделан, причем окончательно и бесповоротно - ей навсегда не по пути с Россией, которой националисты припомнили не только все ее действительные грехи и ошибки, но постарались любое ее доброе дело переиначить, облить грязью домыслов и инсинуаций, представить таким образом, чтобы доказать его "имперскую, великодержавную подкладку". Ущерб от этой неразумной, самоубийственной для Молдовы политики был поистине огромен - страна, пережив братоубийственный вооруженный конфликт на Днестре, оказалась расколотой территориально, разрыв традиционных связей между молдавской и российской экономиками привел к остановке и развалу множества некогда составлявших славу и гордость республики предприятий, к массовой безработице.
Катастрофический обвал национальной экономики, в свою очередь, привел к полному разрушению социальной сферы, к резкому падению жизненного уровня населения, большая часть которого сегодня пребывает в ужасающей нищете и бесправии. Многие русские люди покинули Молдову, унося в своих сердцах горечь несправедливой обиды. Но и сотни тысяч самих молдаван, взяв чемоданы и котомки, тоже отправились на вокзал и, покинув разоренную национал-демократами Молдову, прибыли в Россию, где ныне трудятся, зарабатывая средства существования для своих семей, оставшихся в голоде и холоде в Молдове.
Удивляться тут, впрочем, нечему, если учесть, что сами народы Молдовы и России никогда не ссорились между собой, а все случившееся было лишь следствием грубейших политических ошибок, грязных провокаций, а то и прямых преступлений ультрарадикальной и не в меру амбициозной части молдавской национальной элиты, меньше всего озабоченной судьбой своего же народа. Однако неумолимые экономические реалии были таковы, что политический разум, в конце концов, взял верх над амбициями, и Кишиневу стало ясно, что без российских кредитов, энергоносителей и безграничного российского рынка сбыта для молдавской продукции само дальнейшее существование независимой Молдовы просто невозможно. Москва, в свою очередь, тоже не могла бросить на произвол судьбы сотни тысяч своих соотечественников в Молдове, а потому была готова к сотрудничеству.
В итоге Москва и Кишинев вновь начали двигаться навстречу друг другу, переступая через взаимные обиды и недоразумения. В 2002 году был, наконец, подписан и ратифицирован долгожданный Базовый договор об обновах взаимоотношений между Россией и Молдовой во всех сферах. В целом, что касается необходимости расширения и укрепления сотрудничества Молдовы с Россией, улучшения двусторонних отношений, то мнение молдавского народа здесь однозначно. Проведенные в 2001 - 2003 годах социологические исследования показывают, что свыше 75% молдавских граждан считают хорошие отношения с Россией очень важными для Молдовы. Более того, 67% граждан Молдовы по-прежнему уверены в том, что развал Советского Союза явился "большим несчастьем". Известно также, что победа ныне правящей Партии коммунистов 25 февраля 2001 года на досрочных парламентских выборах в Молдове была в решающей степени обеспечена тем, что в ее предвыборной программе стояли две стратегически важные для очень значительной части молдавских граждан задачи: вступление Молдовы в Союз России и Белоруссии и придание русскому языку статуса второго государственного.
Но, увы, "правящая партия" - ПКРМ находится у власти уже почти три года и обладает абсолютной монополией на принятие государственных решений, однако ни одно из этих обещаний ею пока не выполнено. Несомненно, что за эти годы экономическое взаимодействие Молдовы с Россией несколько расширилось, но его уровень все еще далеко не в полной мере соответствует как потребностям нашей страны, так и потенциальным возможностям ее интеграции с Россией в рамках СНГ, особенно на фоне того стратегического прорыва, который произошел в отношениях между Россией, Украиной, Белоруссией и Казахстаном, приступивших к формированию единого экономического пространства, безусловные выгоды которого очевидны, поскольку отношения между его участниками будут строиться на принципах Европейского Экономического Сообщества. Все это вновь ставит Молдову перед необходимостью однозначного стратегического выбора - сделать ли, наконец, решительный шаг и стать полноправным членом новой организации, или же и впредь ограничиваться лишь статусом ассоциированного члена ЕврАзЭС, безуспешно продолжая пытаться идти одновременно в двух направлениях - на Восток и на Запад, теряя при этом свою выгоду и, что самое главное, драгоценное время?
При этом надо иметь в виду, что именно потеря времени может стать судьбоносным фактором для Молдовы - она просто рискует не успеть на "поезд" нового Экономического Содружества стран СНГ, оставшись в одиночестве на перроне тупиковой станции, последний поезд с которой уже давно ушел. Не вслед ли этому "последнему поезду" машут сегодня русофобскими плакатами и флагами чужих государств буйные пикетчики возле Посольства России в Молдове, уже полтора месяца нарушающие работу дипломатической миссии стратегического партнера Молдовы своими дикими криками? Не является ли признанием того, что правящая элита правящей партии согласна с выбором, сделанным за нее ХДНП, отсутствие реальных - предписанных законом! - действий с ее стороны по прекращению позорных бесчинств фронтистских молодчиков, несмотря на все требования российского МИД-а и возмущение молдавской общественности? Трудно поверить в то, что этот разношерстный сброд, выплясывающий возле здания посольства России в Кишиневе, вдруг стал такой "грозной силой", которой испугались наши бесстрашные, когда надо "прижать" центристскую оппозицию, "красные правители".
РЕАЛЬНОСТЬ ВТОРАЯ: ЕВРОПЕЙСКИЙ ВЕКТОР
Независимые международные эксперты, стараясь разобраться в причинах абсолютной неэффективности "многовекторной" молдавской внешней и внутренней политики, дающей выигрыш в частностях, но не решающей главные стратегические задачи развития страны, неизменно вынуждены отмечать и учитывать объективный факт существования Молдовы в очень непростой международной обстановке: с одной стороны - расширяющийся Европейский Союз, который, с включением в свой состав Румынии, подходит вплотную к ее западной границе, с другой стороны - стратегически важные отношения с Россией, а в ближайшей перспективе - и Организацией региональной интеграции СНГ. Конечно, и само общественное мнение Молдовы, формируемое противоречивой и непоследовательной пропагандой официальных СМИ на протяжение многих лет, также не имеет четкой позиции в понимания всех аспектов данной проблемы. Преобладают чисто потребительские мотивы симпатий к ЕС и неоправданно большие материальные и социальные ожидания от вхождения Молдовы в Евросоюз.
Показательными с этой точки зрения являются исследования социологических служб в 2002 - 2003 годах, согласно которым, положительно к Европейскому Союзу в Молдове относится свыше 60% граждан, а за вступление Молдовы в ЕС выступают 55% местных жителей. Около 43% молдавских граждан мотивируют свое положительное отношение к сближению Молдовы с ЕС исключительно предполагаемыми выгодами экономического развития для своей страны, 49% надеются на то, что это повысит уровень демократии и политической стабильности в Молдове, 40% надеются на резкое снижение внутренних потребительских цен, 32% - на значительное повышение уровня личных доходов, 28% граждан ожидают от вступления Молдовы в Евросоюз снижение уровня безработицы.
Однако следует иметь в виду, что почти все эти же граждане, согласно других социологических исследований, вовсе не хотят, чтобы в результате выбора "курса евроинтеграции" ухудшились отношения Молдовы с Россией и Украиной, с СНГ в целом, так как рассуждения о будущих благах от сближения с ЕС носят пока чисто виртуально-теоретический характер, в то время как с Востока поступали и продолжают поступать блага вполне реальные и жизненно необходимые для каждого, кто живет в этой стране.
Комментарий к этим, весьма красноречивым, данным социологических исследований может быть лишь один: руководству бедной и маленькой страны Молдовы в ее нынешней, круто изменившейся геополитической ситуации, становится все труднее осуществлять свою внешнюю политику, руководствуясь только "российским" или только "европейским выбором", при подобной массовой заинтересованности и в том, и в другом со стороны собственного населения.
С одной стороны, экономика Молдовы находится в абсолютной зависимости от поставок российских энергоресурсов, за которые к тому же страна не может полностью расплачиваться. Российский рынок может без труда поглотить любые объемы молдавской продукции.
Сотни тысяч молдаван работают в России и именно там зарабатывают средства на содержание своих семей. Но, с другой стороны, уже второй десяток лет существует Приднестровская проблема, которую Кишинев очень хотел бы решить только по своему собственному, выгодному только ему сценарию, абсолютно, однако, не устраивающему Тирасполь. Решить эту, действительно чрезвычайно сложную и щепетильную проблему только "по-своему", в том числе и силой, Кишинев не может сегодня по той причине, что на Левобережье остаются российские военные, являющиеся главными гарантами мира на Днестре. У Ворониа и его команды остается надежда лишь на то, что усиленные заигрывания с Западом и убеждение его в том, что только "Дранг нах Вестен!" является сегодня главным выбором Кишинева, приведут к тому, что Запад настолько возлюбит Молдову, что ради нее пойдет на конфликт с Москвой и, игнорируя вполне законные интересы России в регионе, поможет "партии власти" Воронина "выдавить" из Приднестровья "русских стратегических партнеров" Молдовы, открыв тем самым кишиневским силовикам мосты через Днестр, дабы они навели в "сепаратистском крае" порядок по рецептам, которые уже были опробованы весной-летом 1992 года. Молдавские политики стали исподволь приучать Европу и США к мысли, что присутствие России на берегах Днестра не обязательно, что оно стало чуть ли не главным препятствием на пути "быстрого и эффективного" разрешения затянувшегося конфликта.
Надо, однако, иметь в виду, что, судя по тому, исключительно высокому, уровню контактов, которые существуют сегодня между лидерами США, стран Евросоюза и российским президентом Владимиром Путиным, по той недвусмысленной и доказываемой на практике заинтересованности в сближении с Россией, которую демонстрируют Вашингтон, Лондон, Париж и Берлин, Запад, скорее всего, никогда не поддержит (по крайней мере, открыто) те политические силы в Молдове, которые будут строить свою политику на откровенно антироссийской основе. Попытки склонить Запад к такой политике, предпринимаемые определенными политическими силами в Молдове, как известно, не привели к желаемым результатам. Единственный "приемлемый" сценарий, который действительно поддерживается западными странами, это развитие Молдовой "европейского вектора" в такой степени, чтобы он оказывал определенное влияние на российскую политическую элиту и заставлял ее переводить отношения с Кишиневом на те же политические и экономические принципы, на которых они строятся между государствами Евросоюза. И не более того.
Политическая элита "партии власти", еще до своей победы на выборах отказавшаяся от обещанного возрождения социализма и советской власти, долго тужилась в поисках новой программы развития страны. Вот тут-то ей и оказала неоценимую услугу фронтистская братия Юрие Рошки, начавшая лихо размахивать флагами Евросоюза и призывать своих сторонников, "задрав штаны, бежать в Европу", игнорируя тот факт, что там их никто пока не ждет. Пришедшие к власти в Молдове в феврале 2001 года под лозунгами максимально широкой и быстрой интеграции в структуры СНГ, возрождения социализма и народовластия, коммунисты-вороницы, стремясь уйти от неминуемой расплаты по выданным народу фальшивым векселям, просто-напросто перехватили "ценную инициативу" фронтистов и круто переложили руль государственного корабля с Востока на Запад, провозгласив новый стратегический курс на "ускоренную интеграцию с ЕС" и наращивая противоречивость своей политики, которая во все большей степени начинает отдавать дурновкусием.
Поспешно созданы Национальная комиссия и специальный Департамент, занимающиеся разработкой вопросов стратегии и тактики этой "блиц-евроинтеграции". Представители "новой власти", прежде всего, сам президент Владимир Воронин, без устали говорят о "грядущем членстве Молдовы в ЕС" как о почти свершившемся факте. Официальные СМИ оглушительно и назойливо стрекочут на эту же тему, создавая у народа иллюзию близкого "открытия ворот западного рая", где якобы ждут - не дождутся Молдову, чтобы усадить ее за скатерь-самобранку, полную еды и питья на любой вкус. Под девизом "много шоу из ничего" прошла в Кишиневе широко разрекламированная 113-я сессия Комитета министров, на которой Молдова передала свое бесцветное шестимесячное председательство Голландии, представленная в официальных СМИ как из ряда вон выходящее событие: "Молдова на два дня стала центром Европы", "Все флаги в гости к нам", "Европа поможет Молдове..." и т.п.
Но шум постепенно затих, гости (в большинстве своем, еврочиновники второго, а то и третьего ранга) разъехались по своим европейским домам, а само это, вполне рутинное, протокольное мероприятие, с которым молдавские власти носились, однако, как дурень с писаной торбой, не добавило ни искренности, ни определенности во взаимоотношения Молдовы с ЕС, лидеры которого пока на все реверансы и заискивания Кишинева отвечают дежурными "евроулыбками", ободряющим похлопыванием по плечу, да подбрасыванием грошовых подачек "на развитие" тех или иных "гуманитарных программ".
Поворот "к России - задом, к Западу - передом", увы, не дал Кишиневу ответа на вопросы, насколько реальна возможность действительной интеграции Молдовы в Европейский Союз? Как долго придется ждать молдавскому народу обещанного "западного рая"? Ведь общеизвестно, что сегодня в Молдове самый низкий уровень доходов на душу населения в Европе. Половина населения Молдовы зависит от сельского хозяйства, а дела на селе идут из года в год всех хуже и 2003 год оказался в этом отношении самым провальным. Совершенно заглохла в Молдове сфера иностранного туризма. Процветают бандитизм, контрабанда, коррупция, наркоторговля, проституция, трафик людей. Конечно, "добрый" Запад, исходя из своих собственных политических интересов, оказывает Молдове гуманитарную помощь, но она носит эпизодический характер, осуществляется в виде унизительных подачек "с барского стола" и не способна кардинально улучшить общую экономическую и социальную ситуацию в стране. Вопрос с новыми кредитами МВФ не решается уже третий год и неизвестно, решится ли в 2004 году, учитывая общий уровень прежних долгов и состояние молдавской экономики, отсутствие благоприятного инвестиционного климата в стране.
Лишь возможность свободного доступа молдавской продукции на рынки стран ЕС могла бы кардинально изменить положение, но этот рынок для Молдовы остается фактически закрытым - всего лишь малая часть от общего объема молдавского экспорта с трудом и большими препятствиями достигает рынков стран Евросоюза.
Конечно, если бы не существовало ограничений-квот, установленных ЕС в области продукции сельского хозяйства, то Молдова смогла бы продавать на этом рынке до 70% своей традиционной сельхозпродукции. Но ЕС, защищая интересы собственных производителей, блокирует единственные конкурентоспособные на западном рынке молдавские товары - вина, фрукты, овощи, табак, сахар. Мало того, субсидирование ЕС производства собственных аналогичных товаров делает их более дешевыми, чем молдавские, и поэтому значительно облегчает их реализацию на российском рынке, вытесняя с него традиционных молдавских поставщиков.
Увеличивая финансовую помощь Молдове, выделяемую под конкретные программы, ЕС одновременно отказывает в доступе ее товаров на свои рынки, следствием чего является перманентный экономический кризис в нашей стране. В этой ситуации огромное количество трудоспособного населения, не находя работы, покинуло и продолжает покидать Молдову, трудится, нередко нелегально, за рубежом, в том числе в странах ЕС. Только благодаря их денежным переводам на содержание оставшихся на родине семей, достигшим в 2002 году около 200 миллионов долларов, экономика Молдовы все еще удерживается на плаву. В Молдове появилась даже особая категория предприимчивых людей - тех, кто делает свой бизнес на организации переправки своих соотечественников в "богатые страны ЕС" в качестве дешевой рабочей силы, зарабатывая на этом очень большие деньги. В бизнесе этом - нелегально, конечно - задействованы очень многие структуры государственной власти, в том числе и те, которые должны с ним бороться.
Оценивая результаты исследований экономической и социальной ситуации в Молдове на нынешнем этапе, западные эксперты пришли к сенсационному выводу о том, что многие молдавские граждане настолько утратили веру в способность местных политиков вывести страну из экономического и социального кризиса, что вполне могли бы согласиться даже с введением внешнего, иностранного управления своей страной, назначенного, например, МВФ или Всемирным банком. В этой ситуации, как пишет британский журнал "Экономист", в ближайшее время Европейский Союз может попытаться взять на себя управление отдельными отраслями экономики Молдовы. Известно также, что представители Программы продовольственной безопасности Европейской комиссии уже давно работают в Молдове, оказывая помощь в сфере управления публичными финансами, социальной защиты, устойчивого развития сельской местности, а также статистики, совместно с Министерством экономики и Министерством сельского хозяйства действуют в сфере формирования мелкого фермерства в Молдове. Впрочем, особыми достижениями на этом поприще они пока не могут похвастаться...
Безусловно, огромные внешние долги Молдовы, на обслуживание которых только в 2003 году стране пришлось использовать большую часть доходной части бюджета, определяют ее абсолютную зависимость от условий, выдвигаемых МВФ и другими международными финансовыми организациями. Подписывая меморандум о сотрудничестве с МВФ и принимая на себя вытекающие из него обязательства, Молдова оказывается в порочном круге, вырваться из которого, продолжая нынешний курс "равноудаленного колебания" между Востоком и Западом, ей вряд ли удастся: для обслуживания старых долгов ей все время приходится получать все новые кредиты, затягивая таким образом все туже "долговую удавку". А между тем, общеизвестно, что ни одна страна мира, следовавшая "рецептам" МВФ, не только не достигла прогресса, но и не сумела вырваться из тисков бедности, по причине чего многие из них постарались сегодня избавиться от опеки "доброхотов" из МВФ.
В этой связи становится все более очевидно, что, ориентируясь только на "европейский вектор", Молдова не сможет преодолеть все свои экономические проблемы, рискует навсегда остаться "дотационным регионом" и "черной дырой" Европы, страной, существующей только на ее благотворительные транши. Дальнейшее сохранение такой ситуации ставит под угрозу существование Молдовы как независимого и суверенного государства.
РЕАЛЬНОСТЬ ТРЕТЬЯ: РУМЫНСКИЙ ВЕКТОР
За событиями последних трех лет, когда пришедшие к власти коммунисты стали делать все более настойчивые попытки найти способ, как усидеть "на двух повозках, едущих в разные стороны", то есть, максимально отладить стратегическое партнерство с Россией и, одновременно, интегрироваться в Европейский Союз, несколько ослабло внимание и общественности, и политологов к еще одному важнейшему фактору современного молдавского политического бытия - неурегулированности сложных отношений с ближайшим соседом - Румынией, чья политическая элита всегда рассматривала Молдову с несколько "специфических" позиций, ставящих по угрозу ее суверенную государственность.
Конечно, в силу того, что эта страна принята кандидатом на вступление в Евросоюз и приглашена в НАТО, она вынуждена сегодня - хотя бы формально - придерживаться более сдержанной, по сравнению с недалеким прошлым, линии поведения в отношении Молдовы. Тем не менее, и по сей день не подписан Базовый договор о взаимоотношениях между Бухарестом и Кишиневом, причиной чего является позиция румынской стороны, упорно стремящейся обязательно закрепить в этом документе "особый характер отношений" между Румынией и Молдовой - "двумя румынскими государствами", согласно которому Румыния выступает по отношению к Молдове с позиций некого "старшего брата", ходатайствует за нее перед Евросоюзом и НАТО, прокладывая ей путь к интеграции в эти западные политические и экономические структуры. Отказ Кишинева от этих требований привел к тому, что Бухарест заявил о том, что вообще не считает подписание Базового договора необходимым и целесообразным.
Президент Румынии Ион Илиеску, например, однозначно считает молдаван бессарабскими румынами, их язык - румынским, о чем, будучи с визитом в Кишиневе, даже открыто заявил с трибуны молдавского парламента. Румыния открыто финансирует в Молдове ряд различных программ, политических формирований и их СМИ, не считая необходимым согласовывать и координировать эту работу с молдавскими властями. Велико влияние Бухареста и в среде значительной части молдавской интеллигенции, особенно творческой, которая демонстративно "румынофильствует" и "русофобствует", начисто отрицает молдавскую историю и культуру, а их защитников и пропагандистов именует не иначе, как поборниками "примитивного молдовенизма". В этом плане весьма многозначителен тот факт, что выдающиеся молдавские писатели, композиторы, ученые предпочитают жить и работать не в Кишиневе, а в Москве, в то время как та часть местной интеллигенции, которая активно участвовала в политических событиях 1989 - 92 годов в Молдове, перебралась в Бухарест, на попечение румынских властей.
В молдавской средней и высшей школе, как это были вынуждены признать и сам Владимир Воронин, и другие видные коммунисты-руководители, сегодня обучают и воспитывают не патриотов молдавского независимого государства, а граждан Румынии, ибо здесь преподают "Историю Румын", "Румынский язык и литературу". Известно, какими бурными протестами со стороны интеллигенции и части студенчества и лицеистов сопровождалась попытка ввести преподавание русского языка в молдавской школе, начиная со 2-го класса, а также курса "Истории Молдовы", предпринятая коммунистами в 2002 году. На Алее классиков в городском парке одна за другой вырастают скульптуры румынских писателей и поэтов, причем, преимущество отдается тем из них, кто выступал с антироссийских позиций, а то и был замешан в активном сотрудничестве с фашистским режимом Антонеску.
Следствием равнодушного, а то и покровительственного отношения "демократических властей" к процессу румынизации молдавской страны на протяжение многих лет является тот факт, что носителями идей "Великой Румынии" - явными и скрытыми - в Молдове является сегодня не только ХДНП Юрия Рошки, не только другие правые партии, но и значительная часть учителей, преподавателей ВУЗ-ов, писателей и журналистов, артистов и музыкантов, а их творческие союзы стали "штаб-квартирами" воинствующих румынизаторов...
В последнее время выступления деструктивных сил против действующей власти, "в защиту румынских духовных ценностей" стали носить демонстративный, все более вызывающий и дерзкий характер, чему способствует, кстати, не всегда правильная и весьма непродуманная политика в этих вопросах со стороны руководства страны и ПКРМ. Далеко не всем в Молдове нравятся граничащие с грубостью нападки на Румынию со стороны представителя Молдовы в ПАСЕ Алексея Тулбурэ, резкие антирумынские заявления министра иностранных дел Николая Дудэу, бестактные мудрствования на "антирумынские" темы небезызвестного Василия Стати, юродствования политического "перекати-поле" Константина Мунтяну и его коллег по "альтернативному Союзу писателей". Ведь то, что закреплялось в сознании людей, особенно молодых, на протяжение полутора десятков лет все системой воспитания и обучения, пропагандой, нельзя походя перечеркнуть, "выбить из головы", чтобы все люди, как один, в одночасье стали думать только так, как им это предписывает сегодня "партия власти".
Надо иметь в виду, что по крайне мере 200-300 тысяч граждан Молдовы уже имеют сегодня румынское гражданство. Среди них широко распространены надежды на то, что Румыния, в которую молдавские граждане въезжают сегодня без виз, став завтра членом ЕС, явится для молдавских граждан с румынскими паспортами открытыми "воротами в Европу". Угроза Румынии вести визы для молдавских граждан вызывает у этой категории людей гнев и раздражение против "партии власти", которую они считают виновницей такой перспективы.
Обращает на себя внимание и то, что, отказавшись на время от лозунгов открыто унионистского характера, даже ярый румынизатор Юрий Рошка и сформировавшиеся вокруг ХДНП другие правые партии, сегодня все более активно педалируют идею быстрого вступления Молдовы в Евросоюз "с Румынией и через Румынию". Они заявляют, что, оставаясь в СНГ, Молдова никогда не сможет интегрироваться в Евросоюз и воспользоваться всеми его благами, что только интегрировавшись вначале с Румынией, которая уже получила официальное приглашение в ЕС и НАТО, Молдова может затем "войти в Европу". Ставка делается на чисто прикладное, примитивное понимание этой проблемы с "потребительских позиций": сначала - в Румынию, затем, с Румынией - в Евросоюз, и тогда перед каждым "бессарабским румыном" будет открыта вся Европа, каждый сможет ехать, куда пожелает, работать, где захочет, получать помощь, чтобы довести уровень своей жизни до евростандартов. О том, что случится затем с Молдовой "в составе Румынии", все эти лицемерные зазывалы предпочитают не говорить.
Лозунги митингующих сторонников такого "ускоренного и облегченного варианта" вхождения Молдовы в Евросоюз также просты до примитивности: "Евросоюзу - ДА, СНГ - НЕТ!", "Хотим в Евросоюз!", "Хотим в НАТО!". С ними соседствуют вновь вытащенные из политического нафталина лозунги: "Русские оккупанты - вон!", "Россия, забери своих солдат из Приднестровья!", "Москва, Молдова не твоя колония!" и т.п. Нетрудно заметить, что лозунги эти воздействуют, прежде всего, на молодежь, которая видит в Европе свой шанс на лучшее будущее, поскольку в Молдове для нее нет работы, нет места под солнцем, а там, за Прутом в ее воображении уже возникает своего рода "мост", по которому они смогут совершить переход из нынешней нищеты в совсем другую жизнь. И Россия, которая якобы "мешает" Приднестровскому урегулированию по рецептам "румынизаторов", чем "закрывает путь Молдове в ЕС", в глазах этих людей вновь рисуется в образе врага.
Что может стать противовесом этому пагубному курсу, на который правые подталкивают Молдову и которым, в своих собственных интересах, как это видно на примере отношения нынешней власти к бесконечному митингу фронтистов у стен российского посольства, команда Воронина не прочь воспользоваться?
Вряд ли ту часть граждан страны, которых не устраивает "крутой поворот на Запад", удовлетворят объяснения "коммунистической власти" о том, что истинная цель курса евроинтеграции Молдовы в обозримом будущем - не вступление в Евросоюз (поскольку подобный прожект отвергает даже сама Европа), а всего лишь "максимальное сближение с ним", в то же время "оставаясь частью единого пространства СНГ, построенного по стандартам того же Евросоюза". Конечно, это верный курс европейской интеграции Молдовы, именно тот вектор, который может стать для нее единственным спасением. Но вся беда в том, что пока не только рядовые граждане Молдовы, но и сами ее высшие власти не очень четко себе представляют, как все это будет выглядеть на практике. Поэтому, куда яснее и привлекательнее выглядят в глазах обывателей "простые и быстрые" способы, при помощи которых они предлагают вырвать Молдову из тисков нищеты и разрухи - "мост через Прут, интеграция с Румынией (возможно, и через НАТО) - и марш-марш, труба зовет в "единую Европу"...
Действующая власть не только могла бы, она просто должна была уже давно положить конец бесплодным и отнюдь не безобидным дискуссиям на тему о том, являются ли молдаване - молдаванами, либо же румынами, существует ли только румынский язык, или же право на жизнь имеет и язык молдавский, есть ли у Молдовы своя собственная история и литература? При всем кажущемся сугубом академизме этих проблем, именно они положены в основу того антимолдавского курса, который неизменно проводит официальный Бухарест в отношении Молдовы. Сегодня появились зримые приметы того, что Кишинев не намерен и далее мириться с такой политикой соседней страны. Но, к сожалению, делается все это подчеркнуто грубо и нетактично, причем, вместо того, чтобы решить этот вопрос, касающийся только двух - Румынии и Молдовы, Кишинев, как и в вопросе с Приднестровьем и с пребыванием в этом регионе российских войск, стремится вновь и вновь апеллировать к Западу, к ЕС, ПАСЕ, ОБСЕ, что ведет не к решению больного вопроса, а лишь к его интернационализации, в силу чего "партия власти" настраивает против себя значительную часть граждан своей и соседней страны, теряет уважение в глазах интеллигенции.
Известно, что британские историки, например, заявляют, что всякий, кто желает считать себя потомком Вильгельма Завоевателя, имеет на это полное право. Поэтому и нашей молдавской власти следовало бы уже давно сказать всем, кому хочется считать себя румынами, потомками римлян, и утверждать, что в их жилах течет кровь самого римского императора Траяна, - верьте себе на здоровье и чувствуйте себя, кем хотите, но при этом оставайтесь честными гражданами того государства, в котором вы живете, следуйте его законам, работайте на его благо. Только бы наша земля молдавская оставалась цветущей и обильной, и были бы в ней и народ, и порядок...
ТАК КАКИМ ЖЕ ПУТЕМ БУДЕМ ИДТИ ДАЛЬШЕ?
Таким образом, дальнейшее позиционирование Молдовы на международной арене представляется крайне сложным, противоречивым и поэтому весьма проблематичным. Ситуация осложняется и "фирменным стилем" традиционной молдавской политики, стремящейся добиваться максимальной выгоды, используя столкновение интересов и противоречия между Востоком и Западом.
С одной стороны, продолжают существовать и даже усиливаться такие субъективные и объективные факторы, как ностальгия значительной части молдавских граждан по поводу утраты Советского Союза и "советских, социалистических стандартов" жизни, стремление к тесному сближению с Россией, идущей во главе интеграционных процессов в СНГ, абсолютная зависимость от энергетических ресурсов России и ее рынка сбыта для традиционных молдавских товаров, что с неизбежностью подталкивает молдавскую власть то к заигрыванию со "стратегическим партнером" - Россией, то к озвучиванию "интеграционных инициатив" в рамках СНГ, а то и к недружественным по отношению к Москве демаршам на международной арене, призванным, по задумке правящей команды, работать на имидж Молдовы за рубежом и сделать Москву более податливой перед лицом все более жестких требований Кишинева.
С другой стороны - сохраняющаяся огромная долговая зависимость от международных финансовых организаций, гуманитарной помощи Запада, надежда правящей команды на получение определенных политических и экономических выгод от декларирования "стратегического курса на европейскую интеграцию" имеет следствием провозглашенную руководством страны, но пока еще слабо осознанную и поддержанную населением ориентацию на фактически прозападную, откровенно антироссийскую внешнюю политику, в итоге которой Молдова рискует превратиться в "опорный пункт", форпост ЕС и НАТО на границе с СНГ, а затем и бесправного сателлита Румынии.
Чем закончится это, типичное для высшего эшелона молдавской власти, "блуждание по трем дорогам", пока неизвестно. Ясно лишь одно: подобная политика в условиях маленького, территориально расколотого, слабого и бедного государства основана не на патентованных рецептах форсированного экономического роста, а, скорее всего, на патентованном рецепте вполне вероятной катастрофы. Как долго еще удастся Кишиневу балансировать между интересами Запада, Востока и своими собственными, сможет ли она в итоге извлечь какую-либо практическую выгоду для себя из такой "маятниковой политики"?
На решение этой непростой задачи, скорее всего, будут нацелены все усилия внешней политики Молдовы в ближайшем будущем. Эти проблемы, безусловно, будут оказывать самое непосредственное влияние и на развитие российско-молдавских отношений, причем, совершенно независимо от того, кто будет у власти в Молдове - левые, правые или центристы, поскольку для любой молдавской правящей политической команды, с одной стороны, Россия всегда будет оставаться государством, разрыв отношений с которым невозможен как по политическим, так и по экономическим причинам, а с другой стороны, любая власть в Молдове будет все теснее привязываться к Западу, прежде всего, "долговой цепью", разорвать которую, судя по всему, еще долго, а может быть и никогда, не удастся.
По этим причинам Молдове, скорее всего, придется и в дальнейшем воздержаться от радикальных шагов как в сторону полной интеграции с Россией и другими странами СНГ, создающими общее экономического пространство, так и от чрезмерно активных действий по интеграции в Евросоюз. Учитывая ее статус пограничного с ЕС государства, Молдове придется максимально осторожно и корректно учитывать в собственной политике как экономическую и политическую зависимость от России, так и свой "европейский выбор". Ей предстоит нелегкое лавирование между виртуальным "уходом на Запад" и реальной, практической, постепенной подгонкой своей экономики и правовой базы к стандартам, которые будут положены в основу возникающего на базе России, Украины, Белоруссии и Казахстана нового Экономического Сообщества стран СНГ. Успех или неудача этого курса будет напрямую зависеть от того, в какой мере молдавской власти удастся уравновесить все три, названные выше, основные реальности, влияющие на положение страны, в какой степени молдавская политическая элита вместе со всем обществом научится повелевать временем, вместо того, чтобы оставаться его заложниками.
При этом молдавская политическая элита должна ясно осознавать, что восхищающему ее "беспредельному терпению" народа все же есть предел. И предел этот будет тем стремительнее приближаться, чем непоследовательнее и нерешительнее в выборе главного, стратегического вектора развития Молдовы будет вести себя национальная политическая элита, действующая сегодня, в основном, "методом просьб (на международной арене) и ошибок (в своей внешней и внутренней политике)". У лозунга "Дранг нах Вестен!", как единственно верного выбора пути, как панацеи от всех бед и проблем Молдовы, нет будущего, но он все-таки чрезвычайно опасен. Он вызрел внутри правящего аппарата "правящей партии" и будет еще долго его сотрясать. А когда трясет аппарат, то трясет и всю страну. Стране же нужна не тряска, а реальный экономический рост. Если же его не случится, нам недолго придется спорить, куда идти, куда податься, чтобы избежать печального конца - ведь выход из лабиринта бывает лишь один, а судьба слишком долго искавших, но так и не нашедших его, известна.
Михаил Платонов
политолог
|